Абитуриентам » Официальный сайт кафедры режиссуры и актерского искусства эстрады
СПбГИК. Кафедра режиссуры и актерского искусства эстрады



 

Абитуриентам



Уважаемые абитуриенты!


Дни открытых дверей кафедры режиссуры и актёрского искусства эстрады: 17 апреля, 15 мая и 20 июня 2019 г., начало — в 16:00.

Адрес: Ланское ш., д. 9, корп. 1 (ст. м. «Чёрная речка»).



Также все интересующие вас вопросы по поступлению и обучению на кафедре режиссуры и актёрского искусства эстрады СПбГИК вы можете задать заведующему кафедрой или специалистам кафедры на днях открытых дверей факультета музыкального искусства эстрады.

Расписание дней открытых дверей факультета музыкального искусства эстрады:

27 февраля 2019 г. в 17:00;
20 марта 2019 г. в 17:00;
24 апреля 2019 г. в 17:00;
29 мая 2019 г. в 17:00.

Адрес: Дворцовая наб., д. 2, ауд. 2324.





В 2019 г. актёрско-режиссёрский курс на кафедре режиссуры и актёрского искусства эстрады Санкт-Петербургского государственного института культуры набирает Конович Аскольд Аркадьевич — заведующий кафедрой режиссуры и актёрского искусства эстрады СПбГИК, профессор, доктор педагогических наук, академик РАЕН, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в подготовке кадров для учреждений культуры и искусств, лауреат национальной театральной премии им. В. Э. Мейерхольда.

А. А. Конович родился 23 декабря 1949 г. в городе Ленинграде.

Успешно сочетает научно-педагогическую деятельность с творческой. Является сценаристом и режиссёром более 300 постановок театрализованных шоу, художественных, спортивных и фольклорных праздников, театральных спектаклей в Советском Союзе, России и за рубежом.

Особое место в его режиссёрской деятельности занимают постановки концертных программ для звёзд Российской эстрады: Алсу, Дианы Арбениной, Александра Буйнова, Алёны Апиной, Олега Газманова и др.

Обосновал понятие празднично-обрядовой культуры как культурологической дефиниции. Определил место творческого метода театрализации в организации театрализованных действ в шоу-бизнесе.

Научная деятельность связана с изучением художественно-эстетических, педагогических и социально-психологических основ театрализации. Глубоко исследовал культурологический генезис и этнографические корни во взаимосвязи светских и религиозных традиций. Структурировал субъектно-объектные отношения в театрализованных формах празднично-обрядовой культуры.

Его перу принадлежат учебники и научно-популярные издания, среди которых: «Сценарное мастерство» (М.: Советская Россия, 1978 г.), «Театрализованные праздники и обряды в СССР» (М.: Высшая школа, 1990 г.), «История театрализованных форм досуга в России» (СПб, 1994 г.), «Единство светского и религиозного в современной празднично-обрядовой культуре» (СПб, 1998 г.), «Основы продюсерского мастерства» (СПб, 2005 г.).

Все подробности о наборе и приёмных требованиях Вы можете узнать по телефонам: +7 (921) 868-21-01 или +7 (812) 318-97-87, а также на сайте кафедры: rpm-guki.ru.



В 2019 г. актёрско-режиссёрский курс на кафедре режиссуры и актёрского искусства эстрады Санкт-Петербургского государственного института культуры набирает Ургант Андрей Львович — заслуженный артист РФ, советский и российский актёр театра и кино, телеведущий.

А. Л. Ургант родился 28 ноября 1956 г. в Ленинграде в семье актёров — Льва Максовича Милиндера (1930-2005) и Нины Николаевны Ургант (род. 1929). Отец телеведущего, актёра Ивана Урганта.

В 1977 г. окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, курс Р. С. Агамирзяна.

Играл в Ленинградском Театре имени В. Ф. Комиссаржевской и в театре им. Ленинского Комсомола (ныне театр Балтийский Дом). Получил известность как непревзойдённый мастер театральных капустников. Розыгрыши Урганта и его коллеги, Андрея Максимкова, были очень популярны в 1990-х гг. на телевидении.

В 1993 г. в прокат выходит фильм «Окно в Париж» — двухсерийный художественный фильм, комедийная фантасмагория режиссёра Юрия Мамина. В этом фильме блистательно играет роль второго плана Андрей Ургант — Гуляев, живущий в Париже давний знакомый Николая. В этой картине Андрей Ургант раскрывается как блистательный комедийный актёр.

Снимался в сериале «Воронины», в фильме «Одержимый» и в документальном кино «Жизнь и приключения Мишки Япончика». В 2011 г. актёр исполнил одну из главных ролей в картине «Моя безумная семья».

С 5 марта по 23 июля 2005 г. вместе с сыном Иваном был ведущим развлекательного шоу «Большая премьера» на «Первом канале».

В 2007 г. стал Лауреатом ежегодной художественной премии «Петрополь» — «за необычность литературных и театральных образов».

С 21 сентября 2007 г. по 28 августа 2008 г. — ведущий интеллектуальной телеигры для старшеклассников «Властелин ума» на телеканалах «Россия» и «Бибигон» (в 2011 году программа выходила в повторах на канале «Карусель»).

С 12 сентября по 10 декабря 2009 г. вёл судебное ток-шоу «Двенадцать» на канале ДТВ.

Параллельно с этим являлся ведущим разговорной передачи «Встречи на Моховой» на петербургском «Пятом канале» до 28 февраля 2010 г.

С 15 апреля по 29 мая 2010 г. — соведущий Михаила Шаца в юмористической программе «Слава Богу, ты пришёл!» на СТС.

В 2011 г. провёл несколько выпусков музыкального конкурса «Песня для вашего столика» на НТВ.

До ноября 2012 г. был ведущим телепрограммы «Эгоист» на телеканале 100ТВ.

С 2017 г. — постоянный участник телеигры «Пятеро на одного» на канале «Россия-1».

В 2018 г. — член жюри шоу «Мастер смеха» на канале «Россия-1».

Все подробности о наборе и приёмных требованиях Вы можете узнать по телефонам: +7 (921) 868-21-01 или +7 (812) 318-97-87, а также на сайте кафедры: rpm-guki.ru.





Подготовку по специальностям 52.05.01 «Актёрское искусство» (специализация «Артист эстрады»)
и 52.05.02 «Режиссура театра» (специализация «Режиссёр эстрады») осуществляет
кафедра режиссуры и актёрского искусства эстрады
факультета музыкального искусства эстрады СПбГИК 





Приёмные требования по специальности 52.05.01 «Актерское искусство» (специализация «Артист эстрады») 

1.1 Программа вступительного испытания по направлению подготовки: 52.05.01 Актерское искусство; специализация: Артист эстрады (далее – Программа), является документом системы менеджмента качества федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» (далее – Институт).
1.2 Программа регламентирует порядок проведения вступительного испытания профессиональной направленности при приеме в Институт по направлению подготовки: 52.05.01 Актерское искусство; специализация: Артист эстрады
1.3 Вступительное испытание представляет собой устный экзамен, направленный на определение уровня подготовленности абитуриента к освоению образовательной программы по направлению подготовки: 52.05.01 Актерское искусство; специализация: Артист эстрады.
1.4 Программа предназначена для абитуриентов и научно-педагогических работников кафедры режиссуры и актёрского искусства эстрады.


3 Структура и содержание вступительного испытания "Актерское мастерство"

3.1 Экзамен предусматривает исполнение отрывков из литературных произведений, а также импровизационно выступить на заданную приёмной комиссией тему.
3.2 Примерный перечень заданий абитуриент получает на консультации.
3.3 Абитуриент должен быть готов исполнить:
1) стихотворение;
2) басню;
3) прозаический отрывок (анекдот, притчу) ;
3.4 Критериями положительной оценки при исполнении вышеуказанных произведений являются при чтении стихотворения: умение передать ритмическое содержание стиха, как выразительного средства. Ритм предполагает передачу определенного чувства, пробуждает сценическое мышление, зависимое и от временного аспекта-темпа, выбранного исполнителем. Стихи требуют владения дыханием, обнаруживают наличие голосовых возможностей и сценического темперамента. Одновременно выбор стихотворения и его тема говорит о самом исполнителе, его художественном вкусе.
3.5 При чтении басни абитуриент должен проявить способности к передаче сценического характера, продемонстрировать чувство юмора, наблюдательность, заразительность в передаче острого, комедийного сюжета. При исполнении басен абитуриент может получить дополнительное задание, связанное с переменой характера героев басни, которое должно продемонстрировать гибкость воображения. Педагог может попросить изменить характер персонажей, цель действия, отношение к происходящему, обнаружить новые элементы характерности в привычных представлениях о персонажах басен. Возможно чтение текста басни с различными заданиями, такими, как вызов на дуэль, анекдот или кляуза, или чтение текста, как если бы его читал любимый артист, родственник, учитель и т.д. Проверка гибкости воображения, изобретательности, чувства юмора: читать текст как письмо, как анекдот, каламбур, оду, пародию, сказку, панегирик, донос, вызов, речь с трибуны, объяснение в любви, обвинение, спортивный репортаж, детектив. Дополнительными заданиями могут быть: читать басню в мокрой одежде, с грязными руками, стоя на большой высоте и т. д.
3.6 При чтении прозы абитуриент передает атмосферу повествования, выявляет природу чувств автора, демонстрирует умение развивать сюжет, владеть способностью передачи видений и образов, проживать перемены в поведении характеров.
3.7 Желательно подготовить несколько произведений каждого жанра для возможности выбора педагогом наиболее подходящего для раскрытия природы актерских способностей каждого абитуриента.
3.8 Авторы рекомендуемые для подготовки к вступительному испытанию: Эзоп, И.А.Крылов, Жан де Лафонтен, С.В. Михалков, А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, С.А. Есенин, Р. Бёрнс, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, И.А. Бродский, Е.А. Евтушенко, А.А. Блок, О.Э.Мандельштам, В.В.Маяковский, И.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М.А. Булгаков, И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.А.Гончаров, А.П.Чехов, А.М. Горький, В.М.Шукшин, Ю.В.Трифонов, Б.Л.Васильев, М.А.Шолохов, русские и зарубежные народные сказки.


4 Критерии оценивания вступительного испытания

4.1 Вступительное испытание оценивается по 100 бальной системе.
4.2 Критерии оценки:
«2» (менее 50 баллов) – в случае, если абитуриент продемонстрировал уровень, не соответствующий программным требованиям вступительных испытаний;
«3» (50 – 69 баллов) – если абитуриент продемонстрировал уровень, минимально соответствующий программным требованиям вступительных испытаний;
«4» (70 – 84 балл) -если абитуриент продемонстрировал хороший уровень владения профессиональными знаниями, навыками и умениями, определенными соответствующими программными требованиями вступительных испытаний;
«5» (85 – 100 баллов) - если абитуриент продемонстрировал уровень, полностью соответствующий программным требованиям вступительных испытаний.


5 Рекомендуемая литература

1. Богданов И.А., Виноградский И.А. Драматургия эстрадного представления: учебник: СПб.: СПбГАТИ, 2009. – 424 с.
2. Брук Питер. Пустое пространство. (Любое издание).
3. Георгий Товстоногов репетирует и учит. СПб.,2007
4. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств.- СПб.:Речь, 2001.
5. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие; ред. П.Е. Любимцев. – 5-е изд. – Москва: ГИТИС, 2008. – 431 с.
6. Как рождаются актеры. Книга о сценической педагогике: Коллективная монография. СПб.,2001.
7. Клитин С.С. История искусства эстрады. СПб.: СПбГАТИ, 2008. – 445 с.
8. Кнебель М.О. Поэзия педагогики: о действенном анализе пьесы и роли: учебное пособие. – М.: ГИТИС, 2010. – 422 с.
9. Маркова Е. В. Пантомима ХХ века. СПб.: СПбГАТИ, 2006. – 160 с.
10. Основы актерского мастерства: По методике З. Я. Корогодского. – М.,2008.
11. Русская советская эстрада // Очерки истории. Отв. ред. Е.В. Уварова. В 3-х Т. – М.: Искусство. 1976, 1977, 1981.
12. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Азбука-Аттикус, 2013. – 608 с.
13. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: учебник. М.: ГИТИС. – 3-е изд., испр. – М.: ГИТИС, 2009. – 335 с.
14. Толшин А.В. Импровизация в обучении актера. СПб.,2014.


3 Структура и содержание вступительного испытания "Исполнение сценических этюдов"

3.1 Практическая. Исполнение песни, танца и сценического этюда-импровизации предложенного в экзаменационном билете.
3.1.1 Исполнение под живую музыку (концертмейстер, собственная игра на инструменте), либо минусовую фонограмму вокального номера (песня - эстрадная, народная, частушка, баллада, романс, фрагмент из мюзикла или оперетты, ария из классического произведения). Абитуриенту могут быть даны дополнительные задания на основе подготовленного им музыкального произведения, позволяющие комиссии проверить его готовность к общению с партнером, залом, умение представить песню в контексте эстрадного номера, драматургически соединенив со смежными жанрами: цирком (клоунада, жонгляж, эквилибристика, акробатика и пр.), танца, пантомимы, пластики, кукольного театра и т.д. Критериями положительной оценки при исполнении песни являются наличие слуха, чувства ритма, способность владеть голосоведением, вокальные данные, интонационная выразительность, музыкальная отзывчивость в передаче чувства
3.1.2 Исполнение танцевального номера. Абитуриент исполняет приготовленный заранее танец, используя музыку (аккомпанемент либо фонограмма). Абитуриент должен быть готов к проверке умений музыкальной импровизации, чувства ритма и пластичности. пониманию как жанра (вальс, полонез, танго, фокстрот, чарльстон, брейк), так и характера танца (русский, испанский, японский, индийский, цыганский). В рамках создания танцевального номера возможно подключение к исполнению партнеров с различными задачами: первый бал, школьная вечеринка, уличные скоморохи, розыгрыш, соблазнение. Критериями положительной оценки при исполнении танца являются пластическая свобода и выразительность, способность передать стиль и характер танца, способность к пластическому мышлению в различных темпо-ритмических рисунках.
Абитуриенту необходимо иметь лосины, трико, спортивный костюм для песни и танца (минусовую фонограмму – CD); приветствуется игра абитуриента на музыкальных инструментах.
3.1.3 Придумать, письменно изложить и воплотить (исполнить) на сценической площадке этюд (эстрадную миниатюру) с обязательным включением предложенных для развития действия трех предметов (задание предлагается в билете, выбранном абитуриентом в случае успешной сдачи экзамена по Актерскому мастерству).
Для реализации замысла абитуриент может взять в случае необходимости в качестве партнёров других поступающих из своей группы. Необходимо выстроить действие по законам драматургии. В нём должно быть начальное событие, в котором возникает конфликт, его развитие и финальная точка разрешающая конфликт. Этюд не должен превышать 4-5 минут сценического времени и включать участие либо самого абитуриента, либо ещё двух, максимум трёх персонажей. При этом предлагаемые предметы должны быть обязательно использованы в этюде как необходимые для развития сюжета действия и разрешения основного конфликта, возникающего между персонажами, а также способствовать разрешению придуманной исполнителем ситуации. Действенная разработка сценария этюда сначала излагается письменно, а затем воплощается на сценической площадке. Выполняя задание абитуриенту необходимо выявить организационно-коммуникативные возможности в работе со своими исполнителями и при создании атмосферы сценического пространства, проявить воображение, фантазию, чувство ритмического построения актёрского рисунка этюда, в случае необходимости музыкальность.
3.1.3.1 В этюдах на основе предложенного в экзаменационном билете задания проверяется способность абитуриента действовать в предлагаемых, придуманных обстоятельствах, способность к органичному сценическому существованию, заразительность и обаяние. Важным моментом является проверка к эмпатии - способность воспринять и прожить сценическое событие как свое. Особенную ценность для проверки способностей абитуриента представляет импровизационный этюд. Здесь проявляется образное мышление, фантазия, воображение абитуриента, способность к моментальному включению в игровую ситуацию, чуткость к партнеру, заразительность, чувство юмора и эксцентричность. Проверка чувства правды физического самочувствия, логики и последовательности физического поведения: «Пройти по горячему песку босиком или по высокому снегу в туфлях», «Прыгнуть через пропасть», «Принять ледяной душ», «Достать из холодильника еду грязными руками», «Пройти, не испортив причёски под ливнем», «Пронести ведро с горячей водой по льду» и т. д.
3.1.3.2 Импровизационный этюд может предполагать проверку способности к перевоплощению в рамках сценического действия в конкретный персонаж (бродяга в поисках укрытия от дождя, сыщик идущий по следу, иностранец в незнакомом городе, уличный продавец, пожилой человек переходит загруженную транспортом улицу). Возраст, национальность, обстоятельства места, времени и т. д. должен нафантазировать сам абитуриент.
3.1.3.3 В такого рода заданиях, особенно при появлении дополнительных препятствий на пути осуществления поставленной задачи, проверяется воля, творческая увлеченность, сила воображения, способность существовать «по-живому» в вымышленной ситуации. Выполнение задания требует импровизационного самочувствия. В нем в достаточной степени проявляется и личностное начало абитуриента.
3.1.3.4 Проверка способностей к импровизационному общению: «По-разному здороваться», задать вопрос: «Как пройти?», «Извиниться», «Прощаться различным образом». Абитуриент должен быть готов по просьбе педагога выполнить эти задания многократно. По способности варьировать приспособления педагог может судить о гибкости воображения абитуриента, о его творческой фантазии. В заданиях такого рода существенно участие педагога в предлагаемом импровизационном диалоге. Задача — по возможности обострить конфликт, неожиданно повернуть ситуацию в другую сторону и т. д. Педагог получает возможность оценить абитуриента как партнера, способного или не способного к продуктивному, импровизационному общению.
3.1.3.5 Созданию импровизационного, игрового самочувствия способствует дополнительное использование музыки, аксессуаров, выгородок, реквизита. Как дополнительное задание для проверки актерских способностей могут быть предложены игры в оркестр, цирк, эстраду, инсценировка басен, показ явлений природы, животных, подражание известным актерам, реклама, телевизионное шоу, пантомимы, песни и т. д. Эти задания раскрывают темперамент, богатство и разнообразие чувств, выявляют волю и артистизм абитуриента.
3.1.3.6 Критериями положительной оценки при исполнении этюдов является целый комплекс способностей, которые должен иметь будущий студент, обучающийся профессии актера. В этом комплексе способность к продуктивному, подлинному сценическому общению, предрасположенность к присвоению вымышленных, но конкретных предлагаемых обстоятельств, эмпатия-глубина сценических чувств, заразительность и обаяние.
3.2 Теоретической частью экзамена является проведение собеседования. Основные вопросы для собеседования
 Почему вы выбрали эту профессию актера?
 Расскажите о своем творческом опыте (занятия в студиях, кружках, школах искусств и т.д.).
 Ваш любимый писатель, почему?
 Ваш любимый драматург, его лучшая, на ваш взгляд, пьеса?
 Ваш любимый актер, почему?
 Ваш любимый театр, его репертуар, почему?
 Какой последний спектакль Вы посетили?
 Какие театры Санкт-Петербурга (своём регионе) Вы знаете?
 Ваш любимый фильм (отечественный, зарубежный)?
 Ваш любимый музей, художник, картина?
 Опишите свое любимое место в Санкт-Петербурге или в своем родном городе.
 Роль и значение артиста на эстраде.
 Какое культурное событие произвело на Вас особо сильное впечатление?
 Какие выставки и экспозиции Вы посещали?
 Назовите крупнейшие театры мира.
 Перечислите выдающиеся театральные постановки.
 Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать актер?
 Какие жанры эстрадного искусства Вы знаете?
По итогам собеседования оценивается самостоятельность и критичность мышления, умение правильно сформулировать и выразить мысль, общекультурный уровень, эстетические взгляды, эрудиция, осознанность выбора профессии, увлеченность театром.


4 Критерии оценивания вступительного испытания

4.1 Вступительное испытание оценивается по стобалльной шкале.
4.2 Критерии оценки:
«2» (менее 50 баллов) – в случае, если абитуриент продемонстрировал уровень, не соответствующий программным требованиям вступительных испытаний;
«3» (50 – 69 баллов) – если абитуриент продемонстрировал уровень, минимально соответствующий программным требованиям вступительных испытаний;
«4» (70 – 84 балл) – если абитуриент продемонстрировал хороший уровень владения профессиональными знаниями, навыками и умениями, определенными соответствующими программными требованиями вступительных испытаний;
«5» (85 – 100 баллов) - если абитуриент продемонстрировал уровень, полностью соответствующий программным требованиям вступительных испытаний.


5 Рекомендуемая литература

1. Богданов И.А., Виноградский И.А. Драматургия эстрадного представления: учебник: СПб.: СПбГАТИ, 2009. – 424 с.
2. Богданов И.А. О режиссуре оригинальных жанров эстрады. СПб.: СПбГАТИ, 2003. – 107 с.
3. Брук Питер. Пустое пространство. (Любое издание).
4. Георгий Товстоногов репетирует и учит. СПб.,2007
5. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств.- СПб.:Речь, 2001.
6. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие; ред. П.Е. Любимцев. – 5-е изд. – Москва: ГИТИС, 2008. – 431 с.
7. Как рождаются актеры. Книга о сценической педагогике: Коллективная монография. СПб.,2001.
8. Клитин С.С. История искусства эстрады. СПб.: СПбГАТИ, 2008. – 445 с.
9. Кнебель М.О. Поэзия педагогики: о действенном анализе пьесы и роли: учебное пособие. – М.: ГИТИС, 2010. – 422 с.
10. Маркова Е. В. Пантомима ХХ века. СПб.: СПбГАТИ, 2006. – 160 с.
11. Основы актерского мастерства: По методике З. Я. Корогодского. – М.,2008.
12. Русская советская эстрада // Очерки истории. Отв. ред. Е.В. Уварова. В 3-х Т. – М.: Искусство. 1976, 1977, 1981.
13. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Азбука-Аттикус, 2013. – 608 с.
14. Толшин А.В. Импровизация в обучении актера. СПб.,2014.
15. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: учебник. М.: ГИТИС. – 3-е изд., испр. – М.: ГИТИС, 2009. – 335 с.


Приемные требования по специальности 52.05.02 "Режиссура театра" (специализация "Режиссер эстрады") 

Обучение по данной специальности ставит своей целью подготовку:

- сценаристов, режиссеров и актеров музыкальных спектаклей, концертных программ, эстрадных цирковых номеров и представлений в организациях исполнительских искусств (драматических, музыкальных, эстрадных театрах, в концертно-зрелищных и цирковых организациях);

- художественных руководителей, продюсеров для творческих организаций исполнительских искусств, концертно-зрелищных, эстрадных и цирковых коллективов;

- режиссеров-педагогов основ актерского мастерства и режиссуры для музыкального театра, эстрады и различных форм театрализованных шоу-программ в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования сферы культуры и искусств, а также для детских театральных школ, центров, студий и преподавания в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов.

Знания, навыки и умения формируются в процессе широкой специальной актерской, сценарно-режиссерской, а также гуманитарной и управленческой подготовки. В процессе обучения на кафедре студенты изучают в профиле: режиссуру и актерское мастерство, сценическую речь, пластическое и музыкальное искусство, теорию драмы и сценарное мастерство, историю театра, кинематографа, музыки, изобразительных искусств, организацию театрального дела в России, арт-менеджмент и актерское мастерство, организацию международного культурного сотрудничества и пр.

Студентам может быть предоставлена возможность включенного обучения в течение семестра в профильных зарубежных ВУЗах (США, Финляндии, Израиля, Эстонии).



Приемные требования включают в себя: два вступительных экзамена по специальности "Актерское мастерство" и "Режиссура" по 100-бальной системе каждый


1. Актерское мастерство.

– Исполнить наизусть три разножанровых литературных произведения:
а) стихотворение,
б) басня,
в) проза, либо произведение устного народного творчества (сказка, былина, анекдот).

Желательно подготовить по несколько различных литературных произведений каждого из предложенных жанров. Для того чтобы дать возможность абитуриенту ярче раскрыть свой актерский потенциал, комиссия может попросить исполнить как лирическое, так и героическое стихотворение, а басню или сказку рассказать от имени одного из её персонажей, с соответствующим этому действующему лицу характером и отношением к происходящим событиям. Прозаическое произведение или отрывок из него, стихотворение, басня не должны превышать 2-3 минуты исполнительского времени каждая.

– Продемонстрировать музыкально-ритмические и танцевально-пластические данные, для чего должны быть подготовлены песня и танец.

Абитуриенту предоставляется возможность ярко раскрыть свой творческий потенциал на наиболее близком ему разножанровом материале, который может быть выбран как классический или народный – фольклорно-этнографический, так и современный эстрадный во всем разнообразии жанров. Возможно, предложить комиссии либо отдельное исполнение песни и танца, либо синтетическую вокально-хореографическую композицию-этюд с определенным, придуманным абитуриентом сюжетом и характером персонажа. При этом желательно подготовить несколько разножанровых произведений. Так, например, комиссия, выслушав современную эстрадную песню, может попросить исполнить детскую или народную. Аккомпанемент может осуществляться концертмейстером, для чего абитуриенту необходимо предоставить нотный материал заранее во время консультаций, либо на аудио носителе (диск, флэшка, компьютер). В случае использования аудио носителя абитуриент должен проверить его звучание заранее. Не допускается запуск фонограмм с телефонов, а также исполнение песен под фонограмму с записанным голосом – «дабл». В случае необходимости исполнение песни возможно без аккомпанемента – «акапелла». В дополнение к исполнению песни под аккомпанемент концертмейстера или фонограмму, абитуриент может исполнить вокальное произведение под собственный аккомпанемент (фортепиано, гитара). Помимо этого абитуриент может продемонстрировать свои умения игры на эстрадных и духовых музыкальных инструментах, которые должен принести с собой (гитара, флейта, саксофон, ударные и пр.).

– Проявить фантазию и исполнительские данные, для чего абитуриент должен выполнить творческое задание, выступив в придуманном образе, используя костюм, грим, необходимый реквизит, проявив юмор, воображение, умение образно мыслить и импровизировать. Предлагаемые обстоятельства: «Я – клоун» (комическо-гротесковое обыгрывание ситуации, либо предмета) или «Я – пародист» (шутливое изображение известных лиц: актер, эстрадный исполнитель, медийный или политический деятель и т. д.).

Необходимые для более яркого создания образа, придуманного абитуриентом, костюмы, парики, грим, бутафория, реквизит и прочее должны быть принесены на экзамен самостоятельно.

Для уточнения выбора материала, наиболее подходящего для раскрытия творческого потенциала абитуриента на вступительном экзамене по актерскому мастерству, кафедрой режиссуры и актерского искусства эстрады регулярно, в течении всего учебного года предшествующего поступлению, проводятся занятия на подготовительных курсах по актерскому мастерству и режиссуре, пластике, вокалу, а также дни открытых дверей и творческие показы студентов, с дополнительной информацией о которых можно ознакомиться на сайте кафедры (www.rpm-guki.ru). Накануне приёмных экзаменов на кафедре проходят консультации с мастерами, набирающими курс.

2. Режиссура.

1. Коллоквиум. Собеседование по актуальным проблемам художественной культуры, театрального искусства, эстрады, а также мотивированности выбора абитуриентом данной профессии. Абитуриент получает возможность проявить свою эрудицию, обозначить свои интересы и личностные творческие качества, определить ту область, в которой хотел бы найти применение полученным знаниям, навыкам и умениям при выборе работы по окончании ВУЗа. Абитуриент представляет собственное мнение о современном состоянии и тенденциях развития театрального искусства, эстрады и шоу-бизнеса в России и за рубежом. При этом желательно опираться на имеющийся творческий опыт, как собственной профессиональной деятельности, так и анализ увиденных спектаклей и программ в театрах и концертно-зрелищных организациях. В рамках собеседования поступающий может продемонстрировать приёмной комиссии имеющиеся у него документы, подтверждающие результаты участия в различного рода профессиональных конкурсах, фестивалях, олимпиадах и пр. (грамоты, дипломы, благодарности), а также собственные творческие работы в области искусств: литературы (сценарии, рассказы, стихи), живописи (эскизы костюмов и декораций, рисунки, картины), музыки (ноты, фонограммы, владение инструментом) и т. д.  

2. Проанализировать одно из предложенных произведений классики мировой и русской драматургии:

  • А. Грибоедов. "Горе от ума"
  • Н. Гоголь. "Ревизор", "Женитьба"
  • А. Островский. "Женитьба Бальзаминова", "На всякого мудреца довольно простоты"
  • Д. Фонвизин. "Недоросль"
  • А. Чехов. "Вишневый сад", "Свадьба", "Предложение", "Медведь"
  • Л. Толстой. "Плоды просвещения"
  • А. Сухово - Кобылин. "Свадьба Кречинского"
  • А. Пушкин. "Борис Годунов", "Маленькие трагедии"
  • М. Лермонтов. "Маскарад"
  • В. Маяковский. "Баня", "Клоп"
  • М. Булгаков. "Зойкина квартира", "Иван Васильевич"
  • Софокл. "Антигона"
  • В. Шекспир. "Много шума из ничего", "Двенадцатая ночь"
  • Ж. - Б. Мольер. "Тартюф", "Плутни Скапена"
  • К. Гольдони. "Слуга двух господ"
  • К. Гоцци. "Принцесса Турандот"
  • Б. Шоу. "Пигмалион"
  • Любое другое драматургическое произведение классического репертуара.

Анализ подразумевает режиссёрскую разработку идейно-тематического замысла спектакля, поиск формы его художественно-образного решения, событийного анализа развития действия.

3. Изложить письменно интересное событие – наблюдение из жизни, проект видеоклипа или эстрадной миниатюры. 


4. Показать умение словесно импровизировать на предложенную тему, (задание предлагается в билете, выбранном абитуриентом в случае успешной сдачи экзамена по Актерскому мастерству).

Абитуриент излагает письменно самостоятельно выбранную форму выступления: ведение театрализованного действия (концерт, игровая программа, церемония, обряд), рекламное объявление, сообщение, доклад и пр., а затем воплощает его на сценической площадке, создав образ выступающего. Выполняя творческое задание необходимо продемонстрировать органику поведения в предлагаемых обстоятельствах, исполнительские данные, фантазию, чувство юмора, образное мышление.


5. Придумать, письменно изложить и воплотить на сценической площадке этюд (эстрадную миниатюру) с обязательным включением предложенных для развития действия трех предметов (задание предлагается в билете, выбранном абитуриентом в случае успешной сдачи экзамена по Актерскому мастерству).

Для реализации замысла абитуриент использует в качестве исполнителей других поступающих из своей группы. Необходимо выстроить действие по законам драматургии. В нём должно быть начальное событие, в котором возникает конфликт, его развитие и финальная точка разрешающая конфликт. Этюд не должен превышать 4-5 минут сценического времени и включать участие двух, максимум трёх персонажей. При этом предлагаемые предметы должны быть обязательно использованы в этюде как необходимые для развития сюжета действия и разрешения основного конфликта, возникающего между персонажами, а также способствовать разрешению придуманной режиссёром ситуации. Действенная разработка сценария этюда сначала излагается письменно, а затем воплощается на сценической площадке. Выполняя задание абитуриенту необходимо выявить организационно-коммуникативные возможности в работе со своими исполнителями и при создании атмосферы сценического пространства, проявить воображение, фантазию, чувство ритмического построения режиссёрского рисунка этюда, в случае необходимости музыкальность.

Рекомендованная литература

  • Богданов И.А., Виноградский И.А. Драматургия эстрадного представления: учебник: СПб.: СПбГАТИ, 2009. – 424 с.
  • Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие; ред. П.Е. Любимцев. – 5-е изд. – Москва: ГИТИС, 2008. – 431 с.
  • Клитин С.С. История искусства эстрады. СПб.: СПбГАТИ, 2008. – 445 с.
  • Кнебель М.О. Поэзия педагогики: о действенном анализе пьесы и роли: учебное пособие. – М.: ГИТИС, 2010. – 422 с.
  • Маркова Е. В. Пантомима ХХ века. СПб.: СПбГАТИ, 2006. – 160 с.
  • Русская советская эстрада // Очерки истории. Отв. ред. Е.В. Уварова. В 3-х Т. – М.: Искусство. 1976, 1977, 1981.
  • Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Азбука-Аттикус, 2013. – 608 с.
  • Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: учебник. М.: ГИТИС. – 3-е изд., испр. – М.: ГИТИС, 2009. – 335 с.

3. Русский язык (ЕГЭ или тест).

4. Литература (ЕГЭ или тест).

Примерные вопросы для подготовки к экзамену по литературе

  • Мещанство в изображении В.Маяковского.
  • Любовь в жизни Базарова и Кирсановых.
 • Какие второстепенные герои романа Л.Н.Толстого "Война и мир" Вам запомнились и почему?
 • Петербургская тема в произведениях Н.В.Гоголя (по выбору).
 • Русское дворянство в изображении И.С.Тургенева (1-2 произведения по выбору).
 • Основные мотивы лирики С.Есенина. Анализ одного из стихотворений.
  • Спор о человеке в пьесе М. Горького "На дне".
  • Что Вы знаете о современной поэзии? Расскажите об одном из поэтов.
  • Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова.
  • "Век и человек" в произведениях современных авторов (2-3 произведения по выбору).
  • В.Маяковский о назначении поэта и поэзии. Актуальны ли его представления о смысле творчества сегодня?
  • Чем были для города Калинова жизнь и смерть Катерины Кабановой?
  • А.С.Пушкин о назначении поэта и поэзии.
  • Почему Н.В.Гоголь назвал повесть о Башмачкине "Шинель"? Фантастическое и реальное в "Петербургских повестях".
  • Вечные темы в поэзии А.Блока.
  • Классика и современность в литературе конца XX - начала XXI века.
  • Тургеневское представление о положительном герое и способы его воплощения (по роману "Отцы и дети").
  • Чем современен М.Горький сегодня? Анализ одного из произведений писателя (по выбору).
  • Понятие о лирическом герое. Лирический герой в поэзии М.Ю.Лермонтова.
  • Понятие о сатире. Особенности сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина.
  • Россия и русский человек в "Мертвых душах" Н.В.Гоголя.
  • Значения духовных кризисов в биографии героев Л.Н.Толстого ("Война и мир").
  • Сила и слабость нового человека в изображении И.С.Тургенева (1-2 произведения по выбору).
  • Человек и природа в литературе второй половины XX - начала XXI веков (2- 3 произведения по выбору).
  • Образ Софьи в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".
  • Почему театр считает Хлестакова одним из самых загадочных персонажей русской комедии?
  • Сложные нравственные ситуации в произведениях второй половины ХХ века (по выбору).
  • Прошлое, настоящее и будущее в произведениях русских писателей конца XX - начала XXI веков.
  •Женский почерк современной прозы. (Т.Толстая, Л.Улицкая, В.Токарева, Н.Садур, Л.Петрушевская и другие - по выбору).
  •Трагическое и комическое в романах М.Шолохова.
  •Три князя Болконских и проблема поколений в "Войне и мире" Л.Н.Толстого.
  •Проблема отцов и детей в произведениях русской литературы 1860-х годов ("Гроза", "Отцы и дети" и др. - по выбору).
  • Трагическое и комическое в литературе конца XX - начала XXI веков (2-3 произведения по выбору).
  • Что определило трагическую судьбу героя в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"?
  • Природа, музыка, поэзия в романе Тургенева "Отцы и дети".
  • Проблематика и художественное своеобразие поэмы А.Блока "Двенадцать".
  • Образ автора в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин".
  • Правда о великой Отечественной войне в литературе 1960 - 1990-х годов (2-3 произведения по выбору)
  • Проблема нравственного выбора в литературе 1900 - 2000-х годов (2-3 произведения по выбору).
  • Чем дорога Пушкину семья капитана Миронова ("Капитанская дочка")?
  • Чацкий перед лицом истории. ("Горе от ума А.Грибоедова).
  • В чем своеобразие юмора М.М.Зощенко или М.А.Булгакова? Покажите это на примере 1-2 произведений писателей.
  • Русская литература нового XXI века. В чем ее своеобразие?
  • Кто из современных прозаиков Вам кажется наиболее интересным и почему?
  • Женские образы в романах Ф.М.Достоевского (произведение по выбору).
  • Почему В.Г.Белинский назвал роман "Евгений Онегин" "энциклопедией русской жизни", а его героя - "страдающим эгоистом"?
  • Основные мотивы лирики М.Цветаевой.
  • "Страстное, грешное, бунтующее сердце" Базарова.
  • Какие традиции продолжает С.Есенин в своей поэзии?
  • Проблема отцов и детей в современной русской литературе.
  • Образ Петербурга - Петрограда - Ленинграда в русской литературе ХХ века.
  • "Вечные темы" в драматургии А.Н.Островского.
  • "Герой нашего времени" - какой он с точки зрения современных писателей?
  • Образ Макара Нагульнова в романе М.Шолохова "Поднятая целина" или Михаила Кошевого в "Тихом Доне" (по выбору).




     В процессе обучения на кафедре, у студентов формируются знания, навыки и умения как при освоении специальных дисциплин (актерское мастерство, режиссура, сценическая речь, хореография, пластическое и музыкальное искусство, теория драмы и сценарное мастерство, история театра, кинематографа, музыки, изобразительных искусств), так и предметов гуманитарной и управленческо-менеджерских (организация театрального дела и международного культурного сотрудничества, арт-менеджмент, продюсерское мастерство, деловой английский). 
     Значительную часть профессорско-преподавательского состава кафедры составляют ведущие специалисты страны в области шоу-бизнеса: заведующий кафедрой доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель искусств, режиссер театрализованных шоу-программ А. А. Конович; доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств, эстрадный режиссер С. С. Клитин; режиссер и конферансье, заслуженный артист России А.Л. Ургант. 
     Обучение и практика помимо основной базы в Университете осуществляется на ведущих театрально-концертных площадках, музыкально-развлекательных телевизионных каналах и крупнейших культурно-досуговых учреждениях под руководством лучших актеров, режиссеров и продюсеров шоу-бизнеса Санкт-Петербурга. 
     Преподаватели и творческие коллективы кафедры осуществляют разностороннюю художественно-постановочную и исполнительскую деятельность в Санкт-Петербурге, России и за рубежом. 
     В настоящее время кафедра имеет мощную материальную базу с лекционными аудиториями, танцевальным классом, учебным театром, оборудованным современнейшей свето-звуковой аппаратурой, а также продюсерский центр, в котором новейшая видео и аудио техника позволяет моделировать и реализовывать практически творческие проекты студентов. 
     Выпускники кафедры работают сценаристами, актерами, режиссерами и продюсерами спектаклей, эстрадно-концертных программ, театрализованных шоу, рекламных и PR-кампаний, телевизионных музыкальных и игровых программ, арт-директорами развлекательных клубов и центров досуга, организаторами театрализованных форм в музейно-экскурсионном и туристском бизнесе, имиджмейкерами. 
     Для лучшей подготовки абитуриенты имеют возможность с ноября по май обучаться на подготовительных курсах. В его рамках проводятся специальные занятия по развитию актерских, сценарно-режиссерских, музыкальных и пластических навыков, что дает возможность успешно преодолеть творческий конкурс и вступительное собеседование. 
     Помимо этого ведущими педагогами кафедры в мае месяце проводятся консультации, на которых абитуриенты могут продемонстрировать свои умения и навыки в различных жанрах художественной культуры (литература, музыка, живопись, народные ремесла), получить ответы на интересующие вопросы, проверить свою готовность по приемным требованиям. 
     По окончании обучения выдается государственный диплом о высшем специальном образовании. Обучение очное: бюджетное и платное. Прием осуществляется на основе документов ЕГЭ по русскому языку и литературе, а так же творческого экзамена при наличии документа о среднем образовании, медицинской справки формы 0-86у и 6 фотографий (3х4см,черно-белые, без уголка). Срок обучения по специальности 52.05.01 "Актерское искусство" (специализация "Артист эстрады") 4 года по дневной форме обучения, 52.05.02 "Режиссура театра" специализация "Режиссер эстрады" 5 лет - дневная форма обучения. Иногородним предоставляется общежитие. Юноши получают право на отсрочку от службы в армии.




     С целью более глубокой и профессиональной подготовки к поступлению на кафедру абитуриентам предоставляется возможность обучения на подготовительных курсах, 
     занятия на которых проводятся ежегодно в течении четырех месяцев (с февраля по май включительно).
     Для выявления и дальнейшего плодотворного развития у абитуриентов актерских, режиссерских, сценарно-драматургических, музыкальных и пластических навыков, составляющих профессиональную специфику и сущность специальностей «Актерское искусство и Режиссура театра», обучение ведется по трем профилирующим дисциплинам:
  • - Актерское мастерство и режиссура
  • - Сценическое движение
  • - Основы музыкального воспитания

     Объем учебных занятий, проводимых два раза в неделю (в удобное для старшеклассников вечернее время), составляет 140 академических часов в период одного учебного года. Обучение на подготовительных курсах осуществляют ведущие специалисты из числа профессорско-преподавательского состава кафедры. 
     По окончании срока обучения на подготовительных курсах, абитуриенты сдают итоговый экзамен, результаты которого учитываются во время сдачи вступительных испытаний по специальностям. 
     Знания, умения и навыки, приобретенные учащимися на подготовительных курсах, позволяют студентам, уже в процессе обучения на кафедре, наиболее полно и ярко проявить свои художественно-творческие способности, связанные с освоением выбранной профессии.






СРОКИ ПРИЕМА ДОКУМЕНТОВ У АБИТУРИЕНТОВ

Наименование уровня образования, формы обучения Дата окончания приема документов у абитуриентов
СПЕЦИАЛИТЕТ
На очную форму обучения
По направлениям подготовки (специальностям), при приеме на которые проводятся дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности 5 июля

Для оформления необходимы следующие документы:
  • - документ об образовании (и ксерокопия),
  • - медицинская справка (форма №086-У - для дневного отделения)
  • - шесть фотографий 3х4 (черно-белые на матовой бумаге)
  • - паспорт абитуриента (и его ксерокопия), паспорт заказчика (для дневного отделения).

По всем вопросам обращаться в деканат по тел.: 
(812)318-97-87 
8-921-868-21-01